Надо полагать, рождение нашего села относится к первой половине 18 века. Слобода Никольская в разные времена называлась по-разному. В документах прошлого века она значилась Свинной. Почему ей дали такое название? Этим вопросом задаются многие. По преданию, первые поселенцы, облюбовав это место для проживания, обратили внимание на диких свиней, обитавших здесь в большом количестве. Видимо эта особенность и послужила назвать так наш поселок.

В слободе Николо-Покровской, как ни в какой, близлежащей, проживало немало представителей высокого сословия – помещиков, близких к верхушке области Войска Донского, зажиточных купцов. Это объясняется тем, что рядом проходил почтовый тракт, связывающий Петербург с Кавказом. Здесь всегда было шумно и многолюдно. Сюда с ближних и дальних хуторов привозили почту, здесь отрабатывали крестьяне дорожную и другие повинности, сопровождали арестантов. Поэтому это место и привлекало людей состоятельных сословий. Основное занятие жителей – земледелие. Многие занимались выращиванием зерновых культур, огородничеством. Почти каждый разводил домашнее хозяйство: лошадей, коров, волов - они являлись основной тягловой силой.

Впервые всероссийская перепись населения 1897 года выявила точное количество населения. Итак, в слободе Николо-Покровской было 581 двор, мужчин проживало 1867 человек, женщин – 1860, итого всего 3727. Мы наблюдаем, что на протяжении нескольких десятков лет значительно прибавилось население. Именно этот период, как позже мы узнаем, явился пиком естественного прироста.

160 лет назад,3 февраля 1848 года, Мария Степановна Вольховская ( урождённая Ефремова), помещица Войска Донского, обратилась с прошением к Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Иоанну, в котором приводит доводы и ходатайствует о необходимости построения церкви в посёлке Свиновском Донецкого округа. Вольховская намеривалась сделать это на собственные средства (а если быть точными, на средства, заработанные её крестьянами).

В то время крестьяне посёлка Свиновского были прихожанами Троицкой церкви соседней слободы Криворожье. Она же, как указывалось в прошении, была отдалена от них на 14 вёрст.

Помещица убеждает руководство Донской духовной Консистории в том, что в новопостроенной церкви будет обеспечен приход из крестьян посёлка Свиновского, а также крестьян других владельцев. Она направляет в Новочеркасск, составленный в 1848 году полный подворный список свиновских крестьян. Список отнёс жителей посёлка к малороссийским крестьянам.

Отсюда следует вывод: основателями нашей слободы были украинцы, переселившиеся на Дон, в степи, в поисках земли. Произошло это, по всей видимости, в первой половине XVIII века.

В 1848 году в нашем посёлке проживало 1063 человека (души), из которых 1034-в 139 дворах, а к числу дворовых помещицы приписаны 29 душ (взрослых и детей).Мужчин было 530 душ, женщин - 533.

Все эти 1063 души принадлежали Марии Степановне Вольховской, помещице Войска Донского, то есть они являлись её крепостными крестьянами. Вольховская была женой штаб-ротмистра.

17 декабря 1850 года- освещение молитвенного дома, построенного Вольховской. В дальнейшем он получил статус Николаевской церкви. Этот православный храм дал новое имя бывшему посёлку Свиновскому- слобода Никольская. Первым никольским священником был Артемий Захаревский. В 1887 году сооружена деревянная колокольня.

Свою святыню никольцы уничтожили, по воспоминаниям старожилов,в 1938 году. Кирпич вывезли в районный центр- слободу Криворожье на стрительство Никольско-Покровской МТС, которая там базировалась. Из досок больших икон сделали несколько ученических парт. Возле одного их старых школьных зданий ещё сохранились церковные ступени из больших каменных плит.

Другая же церковь была построена в 1855 году, одной знатной помещицей Маланьей Степановной Кутейниковой (родной сестрой МарииВольховской). «Церковь каменная, покрыта железом, крепка во всех своих частях, ограды каменной… по числу прихожан очень тесная. Престол один- во имя Покрова Пресвятой Богородицы.»Основательница церкви Меланья Степановна Кутейникова была похоронена на церковном кладбище слободы Покровской. Её надгробие находилось там до 1997 года.

По утверждению одного из прихожан, сейчас оно находится на одном из подворий города Миллерово. Текст на могильной плите гласит: ««Здесь покоится прах вдовы генерал- майора Меланьи Степановны Кутейниковой, урожденной Ефремовой. Родилась 13 ноября 1805 года, скончалась 11 июля 1881 года».(запись сделана в 1997 году Житниковым В.П.- руководителем туристко-краеведческого клуба «Аммонит» из ст.Мальчевской). Первым священником церкви стал 27-летний Фёдор Мясищев, диаконский сын, окончивший курс богословских наук в Воронежской семинарии в 1850 году. Ко времени назначения в Покровскую церковь у него было три сына.

Жизнь, казалось бы, начала налаживаться, но вот началась революция 1905-1907годов, которая значительно изменила быт селян. Из архивных документов, мне стало известно, что даже наш земляк Исаенко Тимофей Михайлович, уроженец Покровской, проходил военную службу и стал участником восстания на крупном военном корабле «Потемкин». Позже он боролся за советскую власть у себя на родине, стал первым председателем Николо-Покровского ревкома.

В годы гражданской войны Никольская явилась местом неоднократных жестоких сражений. В 1919году корпус Б.М. Думенко, в который вошли три отдельные кавалерийские бригады, нанес удар разрозненными частями белогвардейской армии Сидорина. Из Никольской через Покровскую отступал, преследуемый бандой Махно, красноармейский отряд. На взгорье он был окружен. Теперь на этом месте высится обелиск.

Впервые в 1929 году на территории нашего села был основан колхоз «Знамя колхозника». Председателем колхоза был 25-тысячник Есечко, парторг - Бырькин. Первыми колхозниками были Осадченко Павел, Левченко Тимофей Стефанович, Сохненко Григорий, а в 1932году в колхозе появился первый трактор «СТЗ». На нем трудился Строителев Ефим Николаевич. В 1933 году сильный голод, охвативший Украину, а также и некоторые районы нашей страны, коснулся и жителей слободы Никольской. Конец 1930-х годов- в период сталинских церковных репрессий храм закрыли. Была попытка сдёрнуть кресты с купола и колокольни, но они устояли, лишь наклонились в северную сторону.

Слобода в годы в Великой Отечественной войны.

Люди, едва выбравшись и оправившись от разрухи, голода, только - только начали жить полноценной жизнью, как грянула Великая Отечественная Война. Словно огненным крылом она опалила наше село. Наше село, несмотря на довольно крепкую оборону, попало на полгода в оккупацию. 12 июля 1942 года гитлеровцы заняли слободу. Началось ужасное время…! 157 дней продолжалась немецко-итало-румынская оккупация. От восхода до заката солнца никольчане испытывали на себе тяжёлый подневольный труд. Но желание свободы и стремление оказывать сопротивление фашистам поднимали население на борьбу. И всё таки итог оккупации лег больной отметиной в сердцах людей. 12 никольчан были угнаны на каторгу в Германию, чудом была спасена от расстрела большая группа односельчан. У войны не женское лицо. На самой жестокой войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной бесчеловечностью на её землю, на её дом, на её детей. 

Фронтовички нашего села:

Багнова Анна Фёдоровна

Васильченко (Головянко) Мария Корнеевна

Крестьянинова( Шпортенко)Екатерина Михайловна

Лаптурова (Мережко) Екатерина Фёдоровна

Сохненко (Короткова)Анна Васильевна

Шилина Наталья Агафоновна

В ходе операции «Малый Сатурн» 24-й танковый корпус освободил Никольскую 21 декабря 1942 года. Тогда все и дети, и взрослые, прилагали все силы, чтобы помочь фронту. Многие женщины за отвагу и доблестный труд в годы войны были удостоены правительственных наград. Медалью «За доблестный труд» , «30 лет победы ВОВ» награждены Полянская А.С., Применко А.Н., Яковенко М.И., Бондаревы М.П., Глухова А.И., Безручко В.А. и Шаповалова Н.П.

1944 год- в Великую Отечественную войну Покровскую церковь открыли, как и многие другие в СССР. Священником назначен Семён Иванович Попов.

143 односельчанина не вернулись с войны. На площади в центре слободы Никольской в братской могиле покоится прах 35 бойцов, с огромной трудностью удалось установить имена 15 бойцов, имена остальных пока неизвестны.

Вот имена бойцов, ставшие известными: 

  1. Бояринцев Анатолий Николаевич.

  2. Волков Василий Георгиевич.

  3. Васютин Кузьма Афанасьевич.

  4. Заикин Максим Андреевич.

  5. Земской Константин Михайлович.

  6. Карашкевич Андрей Ефимович.

  7. Никулин Александр.

  8. Марцев Андрей Семенович.

  9. Павлов Сергей Павлович.

  10. Семенихин Иван Семенович.

  11. Чепурной Александр Антонович.

  12. Данилин Иван Михайлович.

  13. Заматужин Георгий.

  14. Золотухин Борис Т.

  15. Фоменко Александр Васильевич. 

После окончания войны бывшие воины, женщины активно включились в работу по восстановлению народного хозяйства. Именно им, ветеранам войны, героям Советской Армии вместе с женщинами и подростками, удалось в первую послевоенную пятилетку восстановить совхоз.  

1962 год- хрущёвская антирелигиозная политика привела к новому закрытию церкви, которая на тот момент была последней действующей в Миллеровском районе.Последним священником был Дмитрий Петрович Азбукин.

Руководители хозяйства:

  • С 17.09.1957 года – Журавлев Михаил Семенович

  • С 23.01.1971 года – Межов Виктор Тихонович

  • С 8.02.1978 года – Милькевич Виктор Сергеевич

  • С 30.09.1985 года – Глобин Николай Федорович

  • С 28.03.1996 года – Косяков Владимир Михайлович

  • С 24.01.1997 года – Шаповалов Алексей Иванович

В январе 1958 году образовался совхоз «Кашарский». С 6 марта 1964 года он распался и образовался совхоз «Никольский», после 1 марта 1993 года переименован в ТОО «Никольское». В его владения входили земли слободы Никольской и поселка Восточный. После распада ТОО «Никольский» в 1998 году образовался СПК «Восход» на территории нашей слободы. Вскоре СПК обанкротился, и с марта 2006 года наше хозяйство называется ООО «Никольское».

 

 

© nikolskaja2008

Конструктор сайтов - uCoz